Профориентационный минимум (Профминимум) - единый универсальный минимальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во всех субъектах РФ, включая отдаленные и труднодоступные территории. Включает несколько уровней реализации.
Цель Проекта - формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций.
Задачи Проекта:
- построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся образовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
- расширение, систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
- разработка программ профессиональной ориентации для групп обучающихся по возрастам (6, 7, 8, 9, 10, 11 классы);
- разработка программ профориентационного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) по разным нозологиям и возрастам;
- выявление уровня сформированности внутренних (мотивационно-личностных) и внешних (знаниевых) сторон ГПС у обучающихся, формирование форматов и средств профориентационной помощи на этой основе;
- формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
- информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
- формирование у обучающихся карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации: приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
- совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов), по формированию ГПС обучающихся через участие в программе ДПО (повышения квалификации);
- повышение активности, ответственности, грамотности родителей в части содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора;
- поддержка обучающихся "группы риска" (с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства).
Планируемые результаты:
- для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов ГПС (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
- для родителей - 1) получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам; 2) получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики РФ;
- для педагогов и специалистов - 1) повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся; 2) применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов; 3) освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
- для общеобразовательных организаций - 1) повышение доли обучающихся совершивших обоснованный выбор образовательно-профессиональной траектории; 2) интерактивный мониторинг профориентационно значимых потребностей обучающихся; 3) инструменты реализации профориентационного минимума;
- для работодателей - 1) привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации; 2) обучение наставников, работающих с учащимися.
По результатам участия во всех мероприятиях Проекта для обучающихся формируются индивидуальные рекомендации по построению образовательно-профессиональной траектории.
Портал Профминимум https://bvbinfo.ru/profminimum
Порядок реализации профминимума
«ПроеКТОриЯ» – самый масштабный профориентационный проект, проводимый при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Его основная цель – познакомить учеников 8–11-х классов с перспективными профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики.
В соответствии с задачами национального проекта «Образование», направленного, в том числе, на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, Министерство просвещения РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ» продолжает работу по профессиональной навигации обучающихся посредством трансляции Всероссийских открытых уроков.
Школьники смогут не только узнать интересную информацию о различных профессиях будущего, но и задать интересующие их вопросы об особенностях выбираемой ими в дальнейшем деятельности.
«ПроеКТОриЯ» – интерактивный онлайн-портал, где собран уникальный информационно-образовательный контент, опросы, игровые платформы, проекты и прочие методические материалы и задания, позволяющие школьникам сделать осознанный выбор профессии.
В каталоге полезностей публикуются информационные статьи от людей разных профессией, рассказывающих об особенностях, специфике и преимуществах выбранной сферы. Здесь также есть множество интересных видеосюжетов на разные познавательные тематики – спорт, история, здоровье, кибербезопасность, открытые уроки МЧС с сюжетами экстремальной работы спасателей.
«Примерочная профессий» – онлайн-тест, позволяющий школьнику определить, какие профессии ему больше всего подходят. В сервере собрано 120 профессий разного направления.
В режиме интернет-трансляции проводятся Всероссийские открытые онлайн-уроки по профориентации. Даты проведения публикуются на официальном сайте.
Уроки будут демонстрироваться на официальной странице Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/minprosvet
и на официальном сайте проекта по адресу: https://шоупрофессий.рф.
После онлайн-трансляции каждый выпуск будет доступен к скачиванию для возможного показа видеороликов в офлайн-формате.
"Билет в будущее" – это Всероссийский проект ранней профессиональной ориентации школьников, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Участие в мероприятии принимают учащиеся 6–11 классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, родители, педагоги, специалисты, представители среднего профессионального и дополнительного образования.
В 2023 учебном году школьники из всех 85 регионов смогут принять участие в проекте на новой цифровой платформе https://bvbinfo.ru/, где у них будет возможность пройти тестирование и диагностику, получить методические рекомендации в построении дальнейшей профессиональной траектории.
В проекте предусмотрен закрытый контур, доступ к которому получают участники от школ с 6 по 11 класс, и открытый контур, который доступен любому желающему. Вы прямо сейчас можете вместе с ребенком зайти в Примерочную профессий и начать совместно подбирать профессию в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. В разделе Для родителей можете прочесть о том, как лучше организовать профориентацию и пройти битесты — тесты для родителей и ребенка, которые нацеливают на поиск совместных решений. А можете поговорить о том, какая из профессий будущего больше привлекает вашего ребенка и почему. Для этого откройте Каталог профессий будущего и выберите интересующие его сферы деятельности.
Проект нацелен на практическую профориентацию, поэтому каждый зарегистрированный школьник сможет пройти 3 этапа профориентации:
· профориентационный урок;
· онлайн-тестирование и групповая консультация с педагогом-навигатором;
· практические мероприятия для профориентации.
ТОП - РЕГИОН - перечень наиболее востребованных и перспективных профессий в Саратовской области.